Называется он «Арт/экфрасис/махия или семантические борения в Петергофских парках», авторы проекта – руководители «Мастерской художественного проектирования». В трех сессиях проекта принимали участие учащиеся «Мастерской» и художники Москвы.
Проходил проект в Петергофе, в усадьбе графа Остермана.
Немного истории
Музей был основан в 1981 году, в его коллекции находятся произведения декоративно-прикладного искусства XVIII-XXвеков. В сегодняшнем виде фонды образовались в 1999 году, когда произошло объединение с Музеем народного искусства имени С.Т. Морозова, основанным в 1885 году.Находится музей в дворцовом комплексе, построенном в XVIIIвеке. Он называется усадьбой Остермана потому, что именно указом этого деятеля было инициировано строительство.
Что такое «Мастерская»?
Полное наименование – «Мастерская художественного проектирования», сокращенное – МХП. Занимаются в ней дети любого возраста – от 3 лет до18.Основана «Мастерская» в 1987 году, предложил создать подобное заведение Николай Селиванов, и сейчас работающий в ней.
Целью работы «Мастерской» не является подготовка студентов к дальнейшему поступлению в художественные учебные заведения, однако в процессе занятий формируется умение творчески мыслить.
В «Мастерской» присутствуют самые разные направления культурного досуга. Дети занимаются дизайном, снимают фильмы, создают игры, лепят и так далее.
За счет практически полной свободы творчества они учатся мыслить самостоятельно, не ограничиваться общепринятыми рамками, предлагать нестандартные решения.
И несмотря на то, что профессионального художественного образования здесь не дается, большая часть студентов остается в творческой сфере.
Чтобы стать участником «Мастерской», нужно пройти собеседование и принести на него любые работы ребенка. При успешном прохождении – выбрать программу, наиболее соответствующую его потребностям и способностям.
«Мастерская» и Петергоф
Это не первая работа «Мастерской» в Петергофе, за их плечами многолетнее сотрудничество. Да это и понятно: где еще найти такой потенциал для развития творческих способностей, как не в Петергофе.1999 год
Впервые «Мастерская» пришла в Петергоф в 1999 году. Тогда объектом приложения усилий стал Нижний парк, где временно расположились инсталляции, объекты и перфомансы.Большая часть работ была иронической, они создавались на месте, заранее не проектировались. Целью было показать новый Петергоф, с точки зрения, отличной от привычной.
2011 год
Вторая сессия состоялась 12 лет спустя, в этот раз подвергся украшению парк Александрия. Призмой, через которую создавались работы, был готический роман. Таинственный, немного мрачноватый. Именно такими были тексты и образы, созданные участниками.2019 год
Третьей сессией планировался образовательный проект для детей и подростков. Но состояться она должна была в 2019 году, сразу после того, как «Мастерская» получила одобрение Елены Кальницкой, генеральный директор музея-заповедника.Начавшаяся пандемия вынудила организаторов изменить планы, и проект увидел свет только в 2021 году. Сессия продлилась с 23 июня по 7 июля.
2021 год
Руководство этой сессией взяли на себя Татьяна и Николай Селивановы – арт-педагоги. Совместно с ними работали 22 студента «Мастерской». Как и прежде, целью проекта было творчески интерпретировать пространство парка как средоточия искусства и культуры. Проект называется «Сны Полифила», в английском варианте – «Reflection».Название позволяет предугадать исходный текст, на основе которого строилось обсуждение. Это роман «Гипнэротомахия Полифила» эпохи Возрождения. Его особенность – бесконечные сюжеты, из которых строится единая картина. Под бесконечностью сюжетов имеется в виду тот факт, что каждый из них можно интерпретировать по-своему через призму жизненного опыта.
Для фиксации идей использовался формат мейл-арта. С одной стороны – фантастический образ, с другой – его описание. Начало и конец у каждого образа одинаковые. Соответственно «И снится Полифилу сон…» и «И Полифил уснул». А в промежутке между ними происходит самое интересное.
Придуманные тексты – только часть сессии. Другая ее часть – привезенные из Москвы объекты. Среди них – латунные и медные образы, зеркальные маски, «Кубик Рубика».
Помимо студентов и руководителей в сессии принимала участие Ольга Ильгизовна Васильева. Она работает в ГМЗ «Петергоф» и заведует сектором Александрийского парка. Она активно общалась с ребятами, рассказывая им не только о парке как экосистеме, включающей в себя и растения, и животных, но и предложила некоторые идеи преображения парка.
Последний этап сессии прошел во Фрейлинском доме. Всю документацию и арт-объекты разместили в Зеркальном зале.
Итоги
По мнению Николая Селиванова (одного из руководителей сессии), посетителям Петергофа тоже не мешает попытаться посмотреть на парки по-новому.Один из предложенных им способов увидеть необычное в обычном – взять с собой на прогулку рамку из плотной бумаги. В этом случае пространство становится ограниченным, воспринимается не как природный простор, а как картина в раме. Благодаря этому внимание фокусируется на мелких деталях, можно увидеть то, чего в обычных обстоятельствах не заметил бы.